Рубрики
статьи

Как вскрывали гроб преподобного Серафима Саровского и другие истории протоиерея Серафима Гана

Источник

Ольга Рожнёва

Икона преподобного Серафима Саровского, которая хранится в семье протоиерея Серафима Гана Икона преподобного Серафима Саровского, которая хранится в семье протоиерея Серафима Гана

Протоиерей Серафим Ган – настоятель Свято-Серафимовского храма в городе Си-Клифф, штат Нью-Йорк, рассказывает о святынях, которые хранятся в его семье. Другие беседы с отцом Серафимом Ганом – здесь:

  • Как священномученик предупредил дочь о дне её кончины и другие истории протоиерея Серафима Гана
  • «Если умру первым – обязательно дам тебе знать, есть ли Бог»
  • «Старчество – это духовная гениальность»
  • Лучшее лекарство от уныния
  • Об одном необычном многолетии, «советских чудотворцах» и чувстве юмора

В нашей семье бережно хранятся несколько святынь еще дореволюционной Российской Империи. Хочу поделиться историей этих святынь, потому что она отражает историю Русской Православной Церкви и всей России.

Начало монашеского пути

Как я уже рассказывал, мой дед, протоиерей Ростислав Ган (1911–1975), с юности окормлялся у настоятеля Казанско-Богородицкого монастыря в Харбине, владыки Ювеналия (Килина), и был женат на его внучатой племяннице, дочери священномученика Софье Юминой (моей бабушке). Все мои родные – дед, бабушка, позднее и папа – постоянно посещали все монастырские службы, общались с известными подвижниками обители: схиигуменами Серафимом (Лысковец), Игнатием (Мелехиным), схимонахом Михаилом (Игнатенко).

Свой монашеский путь владыка Ювеналий (Килин; 1875–1958), мой двоюродный прадед, начинал в Белогорском монастыре. Он пришел на Белую гору в 1896-м году, когда там еще действовала просто небольшая монашеская община под руководством иеромонаха Варлаама (Коноплева; 1858–1918).

Прадед был тогда послушником Иваном Килиным. Через год к общине присоединился послушник Георгий Кузнецов. Все трое были очень молоды: Ивану Килину и Георгию Кузнецову – чуть за 20, а их наставнику, иеромонаху Варлааму (Коноплеву), который казался юным послушникам совсем взрослым, – 38 лет. Они были полны ревности и мечтали превратить свой только что учрежденный (в 1897-м году) Белогорский Свято-Николаевский монастырь в Уральский Афон со строгим монашеским уставом и горячей молитвой за всю Россию-матушку.

Братия росла не по дням, а по часам. Послушники Иван Килин и Георгий Кузнецов стали ближайшими помощниками любимого и почитаемого ими настоятеля монастыря, отца Варлаама: Иван – секретарем и келейником, а Георгий – письмоводителем.

Священномученик Варлаам Белогорский Священномученик Варлаам Белогорский

Спустя годы

В 1900-м году послушник Иван Килин примет монашеский постриг с именем Ювеналий, в 1902-м году будет рукоположен в иеромонаха, позднее назначен настоятелем и строителем Фаворской Спасо-Преображенской пустыни от Белогорского монастыря, потом возведен в сан игумена, затем архимандрита, станет благочинным всех мужских и женских монастырей Пермской епархии, а спустя годы хиротонисан во епископа Цицикарского.

Владыка Ювеналий (Килин) Владыка Ювеналий (Килин)

Его духовный друг, послушник Георгий Кузнецов, примет монашеский постриг с именем Серафим в 1903-м году, будет рукоположен в иеромонаха в 1905-м году, потом станет игуменом Серафимом, скитоначальником Серафимо-Алексеевского скита Белогорского монастыря.

Это тот самый игумен Серафим (Кузнецов), который в страшные годы Гражданской войны будет сопровождать гробы Алапаевских мучеников в Пекин и в труднейших обстоятельствах сумеет перевезти честные мощи преподобномученицы Великой княгини Елисаветы и ее келейницы, инокини Варвары, из Пекина в Святую Землю, где и сам проведет остаток своих дней.

Игумен Серафим (Кузнецов) Игумен Серафим (Кузнецов)

Гробы с телами Алапаевских мучеников в кладбищенском храме Преподобного Серафима Саровского в Китае Гробы с телами Алапаевских мучеников в кладбищенском храме Преподобного Серафима Саровского в Китае

Епитрахиль Оптинского старца Амвросия

Но пока есть еще время, и они, все трое, – молодые, полные ревности по Бозе, – совершают несколько паломнических поездок – в 1898-м, 1903-м, 1907-м годах – в Валаамский и Саровский монастыри, а также в Глинскую, Софрониеву, Оптину и Тихонову Пустыни, Троице-Сергиеву, Киево-Печерскую и Почаевскую лавры.

Во время этих паломничеств белогорские иноки встречались со многими подвижниками благочестия, ныне прославленными в лике святых. Мой прадед имел счастье беседовать с Оптинскими старцами. В Оптиной пустыни им подарили епитрахиль преподобного Амвросия Оптинского.

Алексей Зеленин, Белогорский монастырь, 1913 год Алексей Зеленин, Белогорский монастырь, 1913 год

Чудесная икона преподобного Серафима Саровского

В 1903-м году все трое участвовали в Саровских торжествах. Бабушка рассказывала мне, что владыка Ювеналий делился с ней, своей любимой внучатой племянницей, историей о том, как он принимал участие в поднятии из могилы гроба преподобного Серафима Саровского. Гроб перенесли в алтарь собора, там его вскрыли и совершили омовение мощей преподобного.

Владыка Ювеналий принимал участие в омовении и вспоминал: когда крышку гроба приподняли для омовения и переоблачения мощей – весь храм за считанные секунды наполнился сильнейшим благоуханием, так что его почувствовали не только священнослужители в алтаре, но и все верующие в соборе.

Возможно, во время этих торжеств, а может, и позднее, белогорские отцы получили в подарок большую икону преподобного Серафима Саровского, в которую вставлены частицы камня, на котором он молился, частицы от гроба, от шубы и мантии преподобного.

Саровские торжества, 1903 год Саровские торжества, 1903 год

Царская семья на Саровских торжествах в 1903-м году Царская семья на Саровских торжествах в 1903-м году

Крестный ход из Дивеева в Саров в июле 1903 года с иконой Божьей Матери Крестный ход из Дивеева в Саров в июле 1903 года с иконой Божьей Матери

Камилавка святого праведного Иоанна Кронштадтского

Прадед сподобился несколько раз сослужить святому праведному Иоанну Кронштадтскому (1829–1909). Когда он сослужил ему в 1906-м году, отец Иоанн очень хотел подарить прадедушке что-нибудь на память, и, не найдя ничего подходящего под рукой, подарил ему свою камилавку.

Протоиерей Серафим Ган с камилавкой святого праведного Иоанна Кронштадтского Протоиерей Серафим Ган с камилавкой святого праведного Иоанна Кронштадтского

С камилавкой святого праведного Иоанна Кронштадтского С камилавкой святого праведного Иоанна Кронштадтского

Переезд в Харбин

В 1918-м году по Пермской губернии прокатилась волна красного террора, были расстреляны многие монашествующие Белогорского монастыря и священномученик, архиепископ Пермский и Кунгурский Андроник (Никольский). В этом же году был зверски убит большевиками любимый наставник и духовный отец всей Белогорской братии, архимандрит Варлаам (Коноплев), прославленный ныне в лике священномученика.

Нескольким инокам из лесных скитов, и моему прадеду с его духовным другом, игуменом Серафимом (Кузнецовым), удалось спастись.

Будущий владыка Ювеналий переехал в 1919-м году в Читу, а в 1920-м году – в Харбин, где через несколько лет стал строителем и настоятелем Казанско-Богородицкого монастыря, о котором я уже упоминал в начале своего рассказа.

Крестовоздвиженский собор Белогорского монастыря на дореволюционном фото Крестовоздвиженский собор Белогорского монастыря на дореволюционном фото

Шмаковский монастырь, судьба его настоятеля и его риза

В Казанско-Богородицкий монастырь стекалась уцелевшая братия Белогорья, других русских монастырей, а также разоренного Ново–Валаамского Свято-Троицкого Николаевского монастыря в Южно-Уссурийском крае, близ станции Шмаковка.

Этот монастырь коротко называли Шмаковским, и братия подвизалась там в духе строгого подвижничества, по образцу Валаамского монастыря. Настоятель обители, архимандрит Сергий (Озеров), был делателем Иисусовой молитвы и благодаря молитве стяжал дары духовного рассуждения, горячей веры и любви Христовой. Несмотря на молодость, его почитали за старца, и обращались к нему за духовным советом даже те из пастырей, кто летами был много старше.

В 1924-м году большевики разогнали братию Шмаковского монастыря, а его настоятель, архимандрит Сергий (Озеров), был гоним, неоднократно подвергался арестам, отбывал срок в лагере, и наконец, в 1937-м году был расстрелян.

Иноки Шмаковской обители, перебравшиеся в Казанско-Богородицкий монастырь, спасли от поругания и вручили владыке Ювеналию некоторые святыни, в том числе ризу своего любимого настоятеля.

Братия Шмаковской Уссурийской обители Братия Шмаковской Уссурийской обители

Архимандрит Сергий (Озеров), настоятель Шмаковского монастыря Архимандрит Сергий (Озеров), настоятель Шмаковского монастыря

Судьба святынь

Мой прадед, владыка Ювеналий (Килин), перед своим вынужденным отъездом в 1947-м году в СССР передал несколько хранимых у него святынь, в том числе епитрахиль преподобного Амвросия Оптинского, камилавку святого праведного Иоанна Кронштадтского, икону преподобного Серафима Саровского и ризу Шмаковского настоятеля, моему деду, протоиерею Ростиславу Гану. Владыка передал это все отцу Ростиславу, как своему духовному чаду, родственнику, известному священнику и просто человеку, которому он доверял.

Была еще причина, почему владыка передал святыни – он хотел, чтобы они утешали русских людей на чужбине

Тогда никто не знал, что ждет тех, кто возвращался в СССР, а многих ждали лагеря. Была еще причина, почему владыка Ювеналий передал святыни – он хотел, чтобы они утешали русских людей на чужбине, и чтобы они чувствовали связь с Россией.

Дедушка остался служить в Китае, рядом со святителем Иоанном Шанхайским, а в 1953-м году вместе с матушкой и тремя сыновьями переехал в Австралию, где служил настоятелем Покровской общины, а потом Покровского прихода в Кабраматта (один из южных районов Сиднея) до конца своей жизни.

Протоиерей Ростислав Ган на III Всезарубежном Соборе в Джорданвилле, 1974 год Протоиерей Ростислав Ган на III Всезарубежном Соборе в Джорданвилле, 1974 год

Большое счастье и огромная ответственность

Теперь эти святыни хранятся у меня. Это большое счастье и огромная ответственность – хранить такие святыни. Я приношу в храм епитрахиль преподобного Амвросия в день памяти Оптинских старцев, и мы служим молебен. Обращаемся за помощью к Оптинским старцам – они поддерживали народ в трудные времена, и сейчас как раз такие. К нам приезжали отцы из Оптиной пустыни, и они подтвердили, что это действительно епитрахиль из ризницы Иоанно-Предтеченского скита Оптиной пустыни.

Дедушка, протоиерей Ростислав, имел обыкновение навещать больных в больнице и на дому с камилавкой святого праведного Иоанна Кронштадтского. Брал он с собой камилавку и к людям, у которых случались какие-то скорби. Возлагал камилавку на головы и служил молебен. Проходило небольшое время – и больные выздоравливали, а скорбящие получали облегчение в своей скорби.

Когда я служил в приходе деда в Австралии уже после его смерти, ко мне пришел один священник, у которого тяжело заболела молодая прихожанка: ей поставили диагноз – онкология. Я дал ему камилавку – он поехал в больницу, и, как дедушка, возложил ее на голову больной и отслужил молебен. Его прихожанке в этот же день сделали операцию – и не обнаружили никакой опухоли. То есть до этого на всех снимках была огромная опухоль, а потом она просто исчезла. Бывшая больная пришла в себя после операции – и ее с миром отпустили домой.

До этого на всех снимках была огромная опухоль, а потом она просто исчезла

Когда мою семью просят о чем-то помолиться – мы всегда прибегаем за помощью к святому праведному Иоанну Кронштадтскому.

Во время Пасхального канона мой дед на каждой песне менял ризу: то есть под ризой священник остается в белом, а облачение меняет. Я тоже стараюсь продолжать эту традицию, и на первой песне канона надеваю красную бархатную ризу, которая принадлежала настоятелю Шмаковского монастыря, архимандриту Сергию (Озерову), пострадавшему за веру. Это очень тяжелое облачение, расшитое золотом, и я даже устаю от его тяжести.

Эта традиция символизирует для меня три вещи. Первая: в Евангелии от Луки, в 24 главе, говорится, что Господь явился ученикам по дороге в Эммаус – и они Его не узнали. Не узнали они Его также, когда рыбачили. То есть воскресшего Спасителя узнавали не сразу. Это первое значение.

Второе значение – это то, что Пасха – Праздников Праздник, она выше всех остальных праздников.

Третье – это то, что мы почитаем память архимандрита Сергия и братии разоренного Шмаковского монастыря.

Протоиерей Серафим Ган с ризой из Шмаковского Уссурийского монастыря Протоиерей Серафим Ган с ризой из Шмаковского Уссурийского монастыря

Для служения Русской Православной Церкви

Страшно подумать, сколько святынь – икон, риз, облачений святых подвижников, старинных богослужебных книг и ценнейших монастырских библиотек – были преданы поруганию, сожжению, разграблению и полному уничтожению в годы революции, Гражданской войны и правления богоборческой власти…

Мой дедушка, протоиерей Ростислав Ган, был аскетом, но он вкладывал много сил и средств в приобретение духовной библиотеки, церковной утвари, богослужебных книг. Дело в том, что люди Русского Рассеяния, которые были вынуждены покинуть Россию под страхом смерти, возводили везде, во всех странах мира, куда они только приезжали, православные храмы и создавали православные приходы. Но у них не было почти ничего – ни церковной утвари, ни богослужебных сосудов, ни богослужебных книг, – и они в них очень нуждались.

Люди Русского Рассеяния возводили везде, во всех странах мира, куда они только приезжали, православные храмы

И дед, как и многие другие пастыри, старался в первую очередь все это приобрести. Еще в Китае он собрал ценнейшую библиотеку и снабдил всех своих родных всем необходимым для служения, чтобы его сыновья, внуки, и другие пастыри могли служить Церкви.

В библиотеке протоиерея Ростислава Гана имелось несколько комплектов сочинений святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, Игнатия Брянчанинова, Добротолюбие, Четьи-Минеи, богослужебные книги – всего не перечислить. Наша Русская Зарубежная Церковь старалась издавать всё это, но у деда были ценнейшие, еще дореволюционные издания, библиографические редкости.

Будучи 17-летним юношей, я из Калифорнии ехал в Австралию только для того, чтобы поработать в архиве и в библиотеке дедушки. Митрополит Виталий (Устинов) и архиепископ Антоний (Медведев), зная, что я собираюсь ехать в Австралию, работать в библиотеке деда, просили: привези нам такую-то и такую-то книгу.

Вот такими историями о своих прадедушке, дедушке и сохраненных ими святынях я хотел сегодня с вами поделиться. Помощи Божьей всем читателям и создателям портала «Православие.ру»!

Архиепископ Антоний (Медведев) рукополагает отца Серафима Гана Архиепископ Антоний (Медведев) рукополагает отца Серафима Гана

Протоиерей Серафим Ган
Подготовила Ольга Рожнёва

21 октября 2021 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *