Рубрики
публикации

Древняя Церковь и вера в воскресение

Источник

Учение о вечной жизни в древней Церкви.

После разрушения Иерусалима Титом в 70 году христианство окончательно выходит из-под тени иудейства. Всё чаще христиане привлекаются к уголовной ответственности за то, что они веруют в Иисуса Распятого.

Для сохранения жизни и веры от поругания древняя Церковь выработала систему секретов. В условиях гонений в первые века в христианской среде сформировалось целое наречие, диалект из символов, которые понимали только христиане. 

Само состояние востока способствовало формированию языка из слов или словосочетаний или из условных знаков и изображений.

Письмена особого священного языка разлились от Британии до Крыма. Обрывки слов и словосочетаний, изображение или знак напоминало христианину весь текст  или учение. Знакомый символ вызывал целый ряд догматических смыслов.

Так, например, кладбище для посвященного ума открывало целую массу смыслов. На надгробиях верных особо часто встречаются надписи из Евангелия, псалмов, цитаты святых и даже языческих классиков.

С первых веков в христианском сообществе сложился обычай петь псалмы над усопшими. Свт. Иоанн Златоуст указывает на 23-й псалом как псалом заупокойный, первый стих которого до сих пор используется в чине погребения во время предания земли усопшего. На могильных камнях христиан II–V веков встречаются стихи из разных псалмов: «Возведох очи мои в горы, отнюдуже приидет помощь моя» (Пс. 120:1), «Аз же Господи на Тя уповах» (Пс. 30:15 ), «в мире усну и почию» (Пс. 4:9), даже просто слово in peace – «в мире».

Приводит в восхищение само название кладбищ, как оно именовалось между христианами: επι χωρω μακαρων – т. е. как  место блаженных.
Возглас священника «во блаженном успении…» сохранил отголосок древнехристианских идей.

Чувствуется, что христианская среда древности была буквально пропитана верой в жизнь вечную, верой в Воскресение мертвых.

Часто на могилах христиан писались тексты, связанные с евангельскими событиями. Одинокое слово на могиле – «Светающи» (Мф. 28:1) говорит так ярко, что комментарии излишни. Также встречаются высказывания: «Камни возопиют» (Лк. 19:40), слова из молитвы благоразумного разбойника, а надпись obit in Xhristo напоминает о тексте апостола «Мертвии о Христе воскреснут первее» (Сол. 4:16).

Влияние на умы св. отцов было таковым, что многие из их высказываний христиане помещали на гробницах своих родственников по вере. В местности, где жил тот или иной отец, живо хранилась и его учение. Таким образом, сщмч. Киприан оставил следы своего учения по преимуществу в Африке и Галлии. Так, из его творения «Об одежде девственниц» на одном из надгробий помещена целая цитата: «Вы прошли по миру без контакта с миром».

Также христиане делали надписи из житий первых святых. Из житий св. Трифона и Респиция (ок. 250) выделились слова, что их души Господь упокоит в лоне патриархов, – это высказывание запечатлелось на века в заупокойной молитве: «Христос Бог души всех, зде ныне поминаемых, в лоне Авраама упокоит». Молитва св. Феодота перед мучением, где он Христа называет «надежда оставленных», сохранился в богослужении и писался часто на могилах.

Самих христиан древней Церкви называли словом «анастасис», т. е. воскресение. Осознание себя человеком воскресения, народом «вечной жизни» было очень близко христианам.

Удивительно, что на надгробиях христиан и даже христианских епископов присутствовали и выписки из языческих сочинений – Вергилия, Горация и других. Этим как бы утверждался факт, что христианство не чуждается языческой культуры, если она может послужить славе Христа. Даже чисто христианские понятия рая, ада, блаженства выражались в языческой терминологии – Елисейские поля, Тартар, Олимп. Чаще всего встречающаяся надпись на языческих гробницах sideribus resepta  (пробравшийся к звездам) использовалась в значении блаженства и рая.  В этой связи следует отметить, что для своих нужд христиане использовали языческие предметы, руководствуясь принципом апостола Павла «Идол в мире ничто». Так, при раскопках в 1853 года в Херсонесе в самом фронтоне христианского храма нашли надпись с посвящением Венере, которая была вставлена лицевой стороной вовнутрь.

Христианские надгробия высекались с такой же красотой, как и языческие, и отличались только тем прикровенным содержанием, которое несли в своей сути.

Христианин принял новое рождение, он вкушал пищу бессмертия, и его могила становится местом, в котором его застанет Воскресение мертвых. Поэтому на могилах, помимо надписей, рисовались фениксы или дельфины как символы воскресения. Надписи подталкивали читающего к воспоминанию слов из Евангелия: «Егда приидет Сын Человеческий во славе Своей» или «Тако будет Сын Человеческий в день Свой».

Для христиан первых веков слова Христовы о Таинстве Крещения и Причащения имели огромное значение.

Слова Спасителя: «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Небесное» вызывал у христианина первых веков целый ряд важных выводов, связанных с загробной жизнью.

C Таинством Крещения связывался догмат о Воскресении и о Царствии Небесном. Сами названия Таинства получали символические значения этих догматов: крещение – это «свет» и «просвещение». Церковь просит мертвых упокоить «в месте светле».

Именно через крещение мы можем принять «вечный мир» и «небесное спокойствие». Если Бог есть вечный мир и блаженство, то быть «в мире» «в вечном покое» – это быть в Боге.

Современная молитва «Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего» не что иное, как просьба принять крещеного к Себе.  Вместо формулы «в мире» христиане древности часто писали «в Боге». Слова «в мире» символизировали рай. Встречается одна греческая надпись, где читаем: «Бог, сидящий одесную Отца в месте пребывания святых, да примет душу умершего». Эта древняя молитва вошла в нашу панихиду словами «Со святыми упокой».

Можно сделать вывод, что под влиянием веры в Воскресение мертвых, веры в то, что души праведных уже с Христом, формировались подобные надписи в скорбных местах.

Особого внимания заслуживает факт, что в гробницах христиан и в катакомбах археологами было найдено множество чаш с разными надписями, которые связаны с Таинством Причащения.

В древней Церкви Причастие давалось всем христианам в руки. Исследователи предполагают, что у многих христиан были специальные сосуды для хранения Св. Даров обоих видов. Обретенные в местах покоя чаши были с надписями: «Жизнь», «Питие будущей жизни», «жизнь в Божественной сладости», pie zesis, т. е. питие жизни.  На одной чаше найдена надпись, оканчивающаяся не точкой, а пальмовой ветвью, что соответствовало мысли: «Пей – и достигнешь вечной жизни посредством Причастия». В этой связи становится ясным отношение к словам Спасителя «Аще кто от Него яст, не умрет» (Ин. 6:50).

Учителя того времени говорили, что Евхаристия освежает тело, это пир Жениха. В Венгрии в середине позапрошлого века был найден саркофаг времен св. Константина Великого, в котором сохранился сосуд с надписью «Возливай Пастырю, пей и будешь жив», что направляет нас к евангельскому изречению о Пастыре добром.
Верующих хоронили с чашами, из которых они вкушали Хлеб Небесный и Пищу Бессмертия!

Древняя Церковь буквально прошита насквозь верой в жизнь, которую Господь посылает верующим в Него. Эта жизнь начинается в Церкви, она не прерывается смертью и ждет своего полного осуществления в Воскресении мертвых. Когда «мертвии о Христе воскреснут первее».

Иерей Андрей Гавриленко

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *