Рубрики
публикации

После исповеди не чувствую облегчения. Значит ли это, что исповедь недействительна?

Источник

Отвечает Андрей Музольф, преподаватель Киевской духовной академии.

Начнем со второй части вопроса. Понятие действительности того или иного Таинства, а Исповедь, как мы знаем, это одно из Таинств Православной Церкви, выражает собой объективную сторону Таинства. Таинство признается действительным, если в нем реально преподается верующим Божественная благодать. Если же преподавания благодати по тем или иным причинам не происходит, то в таком случае священнодействие признается недействительным.

Таким образом, для того, чтобы Таинство могло считаться действительным, к нему предъявляются определенные требования как со стороны совершителя Таинства, так и со стороны способа его совершения.

Другими словами, для того, чтобы Таинство было действительным, должно быть соблюдено три основных требования: во-первых, Таинство должно быть совершено правильно рукоположенным (каноническим) священнослужителем; во-вторых, для совершения Таинства должно быть употреблено определенное вещество и видимый знак («правильность» со стороны материи Таинства); в-третьих, должны быть правильно произнесены совершительные слова Таинства («правильность» со стороны формы Таинства). Вышеназванные условия являются необходимыми, но не исчерпывающими. Таинство не есть некая самостоятельная реальность, Таинство – это одно из проявлений жизни Церкви, и только Церковь может вынести окончательное суждение относительно его действительности.

Разобравшись с понятием действительности Таинства, перейдем к первой части вопроса: почему человек после Исповеди не чувствует облегчения? 

Исповедь – дело индивидуальное, и каждый его переживает по-своему. Кто-то ощущает облегчение, а кто-то такого чувства не испытывает. Но это еще не признак того, что Таинство не совершилось. Святитель Феофан Затворник в одном из своих писем замечает: кому полезна радость, тому Бог дает радость, а кому полезна печаль – тому печаль, только бы печаль эта была по Богу. Это значит, что наше покаяние должно стать более серьезным, а значит и более серьезным должно стать и испытание наших отношений с другими людьми. При этом нам нужно помнить, что главное в покаянии как процессе очищения человека – это не то состояние, которое ожидает нас после Исповеди, а то, что оно должно быть искренним и сердечным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *