Рубрики
публикации

Самодовольство – главный враг христианства

Источник

Слово духовника Киевских духовних школ архимандрита Маркелла (Павука).

Приближается великий праздник Рождества Христова, ко встрече которого Церковь подготавливает нас постом, а также особыми божественными песнопениями. Ещё с праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы мы на службах слышим слова: «Христос рождается, славите! Христос с небес, срящите (то есть встречайте)…». А на праздник Святителя Николая мы услышали чудесную стихиру «Вертепе благоукрасися, Агница бо грядет, чревоносяще Христа…»

И все мы, дорогие братья и сестры, пребываем в напряжённом ожидании Святого вечера, когда родится Спаситель мира Христос. Однако не все люди готовы разделить эту радость. Об этом идёт речь в притче, которую ныне, в Неделю святых праотцев, предлагает нам Церковь.

В притче сказано, что некий господин решил устроить вечерю, на которую пригласил своих друзей. Но все, как будто сговорившись, стали отказываться от приглашения. Один сказал, что купил поле и надо посмотреть его, другой извинился, что приобрёл волов и нужно их испытать, третий объяснил, что он женился и ему тоже недосуг прийти. Господин сильно разгневался и приказал рабу собрать всех нищих, увечных, калек и слепых. Поскольку ещё оставалось место, господин повелел пойти и собрать всех людей, которые находятся на дорогах и переулках, чтобы дом полностью наполнился гостями. Завершается притча словами Христа: «Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных» (Лк. 14:16–24). 

Каждая притча скрывает в себе глубокий сокровенный смысл.

Кто этот господин и что это за люди, которые не согласились прийти на вечерю?

Господин – это Господь Бог, Который в первую очередь призвал на служение израильский народ. Это также и все мы, люди, коих Господь безгранично любит и хочет, чтобы все были счастливы и наследовали Царство Небесное.

Почему же многие отказываются прийти на пир? Главная причина – это самодовольство. Господь не запрещает покупать землю, быков, жениться. На все это есть Божье благословение. Проблема начинается тогда, когда за подобными достижениями человек больше ничего не хочет видеть.

Блаженный Августин в этой притче видит приоткрытие тайны числа 666, о котором говорится в Книге Апокалипсис. Земля, волы, женитьба – это тройное самосовершенствование, где нет места для Христа. То есть печать антихриста уже сейчас принимает всякий, кто считает достаточным свой труд, свои усилия для достижения счастья, но без Бога.

Кто же эти нищие увечные люди, которыми наполнился пир?

Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что Христос Спаситель нужен лишь тому, кто чувствует, что он погибает. Вот как раз все эти нищие и калеки и являются такими людьми. И они оказываются в числе избранных.

К сожалению, ныне активно проповедуется некое видоизмененное новое христианство, где на первое место ставится успешный во всех отношениях человек, который нисколько не чувствует какой-то ущербности и которому поэтому излишни долгие молитвы и посты. Если у него возникают проблемы, он предпочитает идти не к духовнику, а к психологу. Особенно активно это насаждается в католичестве и протестантизме. Там давно уже почти все посты и долгие молитвы отменены.

Почему же мы, православные христиане, остаёмся на старых позициях?

Это объясняет святой апостол Павел. Он призывает умертвить земные члены: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которые гнев Божий грядет на сынов противления…. Отложить гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст, не лгать друг другу, совлечься ветхого человека с делами его и облечься в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, то есть Бога (Кол. 3:5–10).

После этих апостольских слов очевидно, что без сугубой молитвы и поста с этой задачей никак не справиться. Кто не ставит перед собой такую сверхзадачу, тому не нужен Христос Бог, такой человек не может быть в числе избранных.

Итак, дорогие братья и сестры, будем заботиться о том, чтобы быть в числе избранных. А это возможно лишь в том случае, если мы будем видеть и осознавать свои грехи.

Все праотцы, которых ныне особо чтит Святая Церковь, не были идеальными людьми. Среди них, как замечает святитель Иоанн Златоуст, было много великих грешников, но все они каялись, старались изменить свою жизнь, ибо жили верой в грядущего Христа и старались и в других людях поддерживать такую веру, а потому не были посрамлены. Аминь!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.