Рубрики
публикации

Архиеп. Димитрий (Муретов) – наш «несвятой святой» соотечественник

Источник

У каждого человека есть свои таланты, но бывают люди, способные совместить в себе, казалось бы, несовместимые черты.

Давайте представим книжника-интеллектуала, глубокого и систематического мыслителя, строгого аскета, прекрасного проповедника и хорошего управленца-администратора. Уверен, что далеко не у каждого в окружении найдется подобный человек, точнее, их вообще очень мало, а особенно в современном мире. Но в относительно недалеком прошлом среди наших земляков был один такой христианин. Я говорю о XIX веке и о Херсонской и Одесской кафедре, которую возглавлял архиеп. Димитрий (Муретов). По разным данным, день его рождения припадает то ли на 23, то ли на 24 февраля, а потому и хотелось бы сказать о владыке несколько слов, ведь праведных соотечественников нужно знать.

Лишь представьте, как можно постоянно читать двухчасовые лекции без конспекта, при этом, цитируя, спокойно указывать не только автора слов, но и том, и страницу, с которой была позаимствована цитата. Я сам преподаю уже восьмой год и понимаю, что до уровня владыки Димитрия мне не доползти. Это и не удивительно, ведь, окончив в 1835 году полный курс обучения в Киевской духовной академии, будущий епископ получил редчайшую отметку в дипломе «способностей и успехов отличных пред всеми». Естественно, что такого выпускника академия отпустить не могла, и его оставили в качестве преподавателя. Буквально через два года он уже получил и звание профессора, и возглавил кафедру Богословия, сменив на этом посту свт. Иннокентия (Борисова). В то время было много критиков современной им системы духовного образования как сухой и схоластической. Так вот, своей деятельностью и своим авторитетом будущий владыка заставил умолкнуть всех недовольных. Лекции он даже не записывал, не составлял планы, он просто обдумывал, о чем будет говорить, и, как глубокий мыслитель, держал внимание аудитории одной своей речью. Однажды студент Оглоблин Н. записал эти лекции, а впоследствии они легли в основу знаменитого «Введения в курс богословских наук» митрополита Макария (Булгакова). Дослужился будущий владыка и до ректорства. Его таланты не остались незамеченными, и в 1851 году архим. Димитрия (Муретова) избирают епископом Тульским.

Вот мы видим удивительную способность адаптироваться к работе с максимальной отдачей в реализации того послушания, на которое посылает владыку Димитрия Церковь. Он занимал и Херсонскую, и Ярославскую, и Волынскую, и Одесскую кафедры, стал членом Священного Синода, председательствовал в трех синодальных комиссиях, и на всё ему хватало времени и сил. Удостоившись епископского сана, владыка Димитрий оставил научно-богословскую деятельность, полностью посвятив себя новому служению. Редким не только для нашего, но и для того времени была близость архиерея к народу. Архиеп. Димитрий развил широкую благотворительную деятельность, лично вникая в проблемы нуждающихся.

Примечателен еще один факт его биографии. Мы помним, что в 1861 году Манифестом императора Александра II было отменено крепостное право. Это историческое событие несло не только положительные, но и негативные последствия, потому что сопровождалось волнениями среди крестьян. Владыка Димитрий в это время занимал Херсонскую кафедру, благодаря его заботам в Херсонской губернии было всё спокойно. Получается, что авторитетный иерарх единолично смог сделать то, с чем нередко не справлялись многочисленные государственные органы. Хотелось бы рассказать о владыке еще один случай, происшедший на Волынской кафедре. За помощью к нему обратилась женщина, не имевшая ни копейки за душой, на что иерарх ответил: «Я приглашен завтра на погребение, потружусь на Ваше счастье, что дадут – то Ваше, а Вы в четыре часа приходите». Владыке дали конверт, который он и передал бедной женщине. В итоге в нем оказалась тысяча рублей. Чтоб было понятней, это примерно 17-18 тыс. долл. в современном эквиваленте. Эта женщина с трясущимися руками вернулась к архипастырю, а он ей и говорит: «А мне какое дело? Ведь я сказал Вам, что потружусь на Ваше счастье. Ну, Господь Вам послал, Его и благодарить Вам следует». Вот как бывает!

Посчастливилось и Одессе иметь у себя такого архипастыря. Много он сделал для духовного училища, нынешней семинарии, как в плане образования, так и в плане организации быта студентов. Люди любили своего владыку, а он любил людей. В кафедральном Преображенском соборе Одессы и похоронили архиеп. Димитрия. Почил он 27 ноября 1883 года. Таков был наш соотечественник. В каждой стране, в каждом государстве есть свои знаменитости, а есть и такие люди, как владыка Димитрий, – люди, тихо, добросовестно, с любовью и полной отдачей исполнявшие свой долг. Они не возглавляли армии, не выступали на трибунах, не лезли на баррикады и не строили дворцы, но для своих ближних сделали намного больше, чем политики, поэты или военачальники.

Хотя, конечно же, такой талант, как архиеп. Димитрий, не мог не оставить после себя письменных трудов. Если мы действительно хотим знать достойнейших из своих соотечественников, то стоит почитать сочинения владыки. Есть у него многочисленные беседы и слова, есть труды и по догматике, и по педагогике. Как по мне, то самыми интересными являются нравственно-аскетические сочинения, хотя это немного странно, ведь мы привыкли, что аскетика сложна и для чтения, и для освоения. Но не так у архиеп. Димитрия. В своих трудах, он, как и при жизни, остается близок к простому мирскому человеку. Чего только стоят его эссе о поучительном характере кладбищ или о повседневных искушениях! Давайте немного вчитаемся в наставления владыки, говорящего о мелких, но постоянных проблемах, с которыми сталкивается каждый из нас: «Полезны нам эти малые, но постоянные искушения, что они выводят наружу сокровенные наши недуги, слабости, чтобы мы сами видели, что скрывается у нас в сердце. Если бы у нас не было этих искушений, мы могли бы почитать себя почти ангелами и сами не подозревали бы, сколько зла таится у нас на сердце. Но когда огорчения проникают в нашу душу, когда неприятности житейские начинают, так сказать, пробовать наше сердце с разных сторон, то гнездящиеся в нем страсти обнаруживаются одна за другою, выползают, как змеи, из своего убежища. Кто казался себе кротким, является гневливым и раздражительным. Кто почитал себя не завистливым, не тщеславным, не гордым, не сребролюбивым, не плотоугодливым, у того обнаруживается зависть, возбуждается тщеславие, восстает гордость, рождается сребролюбие, развивается плотоугодие».

Не ленитесь узнавать о таких людях, как архиеп. Димитрий (Муретов), ведь память о них должна сохраниться хотя бы среди нас, православных христиан.

Протоиерей Владимир Долгих

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.